И снова
Сортавала. Пасмурно. Прохладно. Опять начинается дождь.
Дизель на
Кузнечное отправляется в 17-05. Пара часов у нас еще есть. Но осматривать
город еще раз, и под дождем - нет никакого желания. По всему чувствуется, что
поход подошел к концу. Перекусив в вокзальной кафешке, просто тупо дожидаемся
поезда в зале ожидания. Пассивно отдыхаем.
К слову:
вокзал в Сортавале красивый, новый, даже модерновый. Вот только туалет
отсутствует полностью. Вернее, он заперт, и судя по неодобрительным народным
надписям на дверях - далеко не первый день! К нашим услугам - привокзальный
сквер с густыми ёлочками!
Для
сведения: еще завтра в 5-00 будет тоже ежедневный дизель до Кузнечного, а в
7-00 - поезд Костомукша - С.Петербург с прицепными вагонами из Петрозаводска
(он ходит через день).
Как только
мы первый раз зашли в вокзал, сразу обратили внимание на 2 огромных
байдарочных пенала в углу возле входа. А позже познакомились с их хозяином -
мужиком лет 45 по имени Александр. Времени у нас было много, так что много
чего успели друг другу рассказать о наших путях-дорогах.
Итак,
человек в одиночку ходил на Валаам на байдарке (!!!) Напомню: это минимум 20
км по бурному и опасному озеру, с условиями плавания на котором не всякое
море сравниться. Пётр I в свое время даже прорыл канал вокруг Ладоги, потому
что слишком много кораблей там затонуло! А петровские фрегаты всё же побольше
байдарок были. В нескольких метрах от петровского канала позже был прорыт
Новоладожский канал, дейсвующий и поныне. Действующий из тех же самых
соображений! От Староладожского он отличается только габаритами: корабли с
тех пор побольше стали.
Сам
Александр к одиночным плаваниям на Валаам относится бытово. ("Я хожу
туда постоянно, ничего сложного"). Методика у него такова: от Питкяранты
до Валаама лежит цепочка маленьких островов. За час, подгадав погоду, можно
проскочить от одного до другого, и если нужно - отсидеться на острове.
Конечно же, это проще, чем плыть от Сортавалы через Валаамский пролив 20 км
по бурному морю (хотя были люди, которые и так плавали!). Помню, на Онежском
озере мы и сами плавали под прикрытием островов. Но там речь шла именно о
ВЕТРОВОЙ ТЕНИ, а у Александра между островами была именно ОТКРЫТАЯ ВОДА.
Т.е.такое плавание безусловно требует опыта и серьёзной подготовки.
Много чего
интересного было ещё рассказано по водной тематике, но это уже откровенно
выходит за рамки нашего повествования.
Решили
узнать у знающего человека: нет ли на примете мест около Кузнечного, где было
бы удобно переночевать, чтобы самим не партизанить с нуля? "Ребята, нее надо в Кузнечном, это
рабочий посёлок, карьер....плохо там. Поехали со мной в Лосево...." И
сразу же появилась карта.
Что такое
Лосево - питерским объяснять вообще не надо. Это культовое место у питерских
водников: протока из озера Вуокса в озеро Суходольское образует порог
километровой длины, относительно безопасный, и с очень удобной заброской. Это
излюбленное место тренировок по технике сплава. А во время водных фестивалей
палаток там больше, чем небоскрёбов на Махэттене. Наш друг едет туда на
водную базу оставить байдарку, чтобы в выходные вернуться с детьми. Вот и
хорошо: заодно поможем донести его тяжёлый груз!
В Сортавале
пасмурно, сыро и холодно, идёт мелкий моросящий дождь. Похоже, правда, пора
домой!
До поезда -
полчаса. Петя с Наташей решили метнуться в книжный магазин (очередная
достопримечательность города), я остаюсь при вещах.
Ну ребята и
напугали! Поезд подан, посадка заканчивается, а их всё нет и нет! Перетащил
вещи и велосипеды к самому вагону, и уже просчитываю варианты ночёвки в
Сортавале или рядом. Но вот - едут!
Железнодорожники
- тоже хитрые люди. Решили всех, кто садится в Сортавале, загнать в один
вагон, а второй не открывать вообще. Конечно, так им проще. Но когда
появились мы с велосипедами, стало ясно: с иллюзией придётся расстаться.
Открыли второ вагон, где мы и поместились с комфортом.
Дорога Сортавала
- Кузнечное....Какая же за окном непролазная глухомань!
Всего -
где-то около 3 часов езды (уточнения внесу позже). Ни в Хиитоле, ни в
Элисенвааре ("Алисина Гора") погранцы по поезду не ходили, хотя
такая инфа была. По ходу следования поезда погода понемногу расходится. А в
Кузнечном - уже настоящее лето!
Дизель
прибывает на низкую платформу, на разгрузке действуем оперативно, в
распоряжении у нас - не более 15 минут.
Рядом -
платформа на Питер, здесь уже ходит электричка до Финляндского вокзала (3
часа пути). Высокая платформа здесь сделана только под 2 вагона, под
остальные - низкая. Делаем перенос вещей с южного конца платформ.
Весь народ
собрался на высокой платформе. Ничего страшного: почти все после пойдут по
вагонам и рассредоточатся. Садимся с высокой платформы и влезаем нормально. А
поезд в итоге получается полупустой.
До Лосево -
час езды.
Лосево
("Хирвола", наш перевод на финский) - это курортный посёлок,
множество турбаз, кемпингов, детских лагерей, магазинов - немеряно....в
общем, цивилизация рядом.
|
|
Лосевский порог
|
Помогаем Александру
выгрузить байду (боже, и он пёр всё это ОДИН?), прощаемся. В двух шагах от
платформы - Лосевский Порог ("Хирвикоски", наш перевод на финский),
заезжаем полюбоваться. Народу немного, 2 экипажа отрабатывают какую-то
технику прохождения. А теперь - направо по ходу поезда на Питер.
Дорога идет
параллельно северному берегу озера Вуокса, сначала улицами посёлка, потом по
окраине многочисленных турбаз. Хорошая грунтовая дорога. Справа от нее -
красивый сосновый бор, еще правее местность уходит резко вверх. Здесь - как
подножие какого-то хребта.
Последняя
территория за забором - база турклуба ЛЕНА (Лены с нашего велосообщества,
похоже, Вы тут ни при чём! J Название, видимо - от
"Ленинград". Но, почему-то, я в первую очередь, вспомнил про Вас!).
Западнее базы - неосвоенная полоса соснового леса, от воды лес отделяет
только широкая полоса тростников. Очень много мест под стоянки. Есть соседи,
правда, совсем немного. Александр рассказывал про песчаный пляж, но это,
видимо, несколько дальше. Время уже позднее, встает здесь. К воде есть подход
на территории ЛЕНЫ: чистая полоса воды среди тростников - проложена лодками.
В лесу - много дров.
Сегодня
организуем посменный ночной караул, по 3 часа на каждого. Ложась спать,
поймал себя на мысли: это надо было сделать ещё позавчера, не было бы
хронического недосыпа! Первый раз за 3 дня уснул, как человек, вырубился
моментально.
|